суббота, 11 декабря 2010 г.

Мода и серьёзность

Стоит ли излишне серьёзно относиться к модной индустрии? Вернее, к той её части, которая создает видимость моды - в журналам, блоггерам, аналитикам, журналистам? Даже к редакторам самых маститых изданий мира? Не чересчур ли это?

В полной мере сейчас находит своё практическое применение одна из последних социологических концепций моды - суть которой в том, что мода лишь симулирует общество, создавая виртуальные образцы и референтные группы. Реальным общество моды остаётся для ограниченного круга лиц, тем или иным образом задействованных в индустрии. В России этот процесс пока не развился в полной мере - каждое социальное явление доходит до нас с запозданием. Поэтому, на мой взгляд, пик виртуализации моды в нашей стране наступит через полтора-два года.

И в это время на территории нашей необъятной родины начинают звонить во все колокола - мол, управленцев для индустрии не хватает; блоггерство находится на крайне низком уровне, поскольку не умеют наши люди красиво и сочно писать, не выдавая лишь детальное описание фотографии; уровень лояльности интернет-сообщества низкий; нет образованных критиков; на показах появляются персонажи, к моде имеющие далёкое отношение и так далее. Индустрия моды - именно индустрия, её коммерческий механизм - начисто смешалась с собственной инфраструктурой. Обо всех проблемах и персоналиях профессионалы рассуждают исключительно с серьёзными лицами, моделируя, планируя, советуясь, прогнозируя.

Что в это же время происходит там, "за бугром"? На фоне попыток LVMH поглотить Hermes, напоминающих качественно снятый хоррор со множеством неожиданных сюжетных поворотов, гениальных рекламных ходов и новых, коммерчески успешных, дизайнеров, успешно занимается своим делом Fifif Lapin - становясь самой модной крольчихой в мире, а Альбер Эльбаз рисует забавную записную книжку для свадьбы.


Каждый занимается своим делом - блоггеры следят за модой, не чураясь юмора и неумения писать/рисовать, дизайнеры творят, журналы размещаю рекламодателей и доносят до читателей определённую информацию. А мерчендайзеры, маркетологи, фабрики, тренд-хантеры, коммерческие директора и акционеры зарабатывают деньги, подталкивая творческую половину модного мира всё к новым и новым изощрениям.

К чему это всё? Может, не стоит воспринимать блоггеров и глянцевых журналистов, да и некоторых критиков, чересчур серьёзно? Да и им (нам?) стоит смотреть на любимое занятие на несколько грамм проще - чем больше юмора по отношению к моде, тем серьёзнее она относится к вам. Ведь по модным правилам смех - запрещённый приём, сатира и юмор губительны для мира fashion - для его показной, виртуально созданной стороны. А хорошо писать может каждый - и Сьюзи Менкес, и Тави Гевинсон. Вот только одна из них - постоянная, а вторая - переменная. Потому что Сьюзи умело балансирует на грани эпатажа и верха профессионализма, а Тави - сиюминутная потребность моды. Сьюзи нужна коммерческой стороне, Тави - творческой. Вот и вся басня.

2 комментария: