воскресенье, 23 января 2011 г.

Le Bon Marche - дамское счастье

Поскольку поймала себя на мысли, что уж очень много критикую, а на фоне Vogue Russia февраль 2010 (ну не удержалась, прочла) захотелось еще больше, решила пойти от обратного - и написать о хорошем, впечатлившем меня с самой положительной стороны.

В основе романа Э.Золя "Дамское счастье", наконец-то прочитанного мною за новогодние каникулы, естественно, во многом лежит любовная история. Но она завораживает не так сильно, как описание гениальных маркетинговых ходов директора описываемого храма торговли - Октава Муре, молодого любвеобильного торговца, который знал простую истину: кто сможет управлять женщиной, тот сможет управлять миром. Ну, и продажей модных товаров заодно, ведь "именно из‑за женщины состязаются магазины, именно женщину стараются они поймать в расставленную для нее западню базаров, предварительно вскружив ей голову выставками. Магазины пробуждают в ней жажду новых наслаждений, они представляют собой великие соблазны, которым она неизбежно поддается, приобретая сначала как хорошая хозяйка, затем уступая кокетству и, наконец, вовсе очертя голову, поддавшись искушению. Значительно расширяя продажу, делая роскошь общедоступной, эти магазины превращаются в ужасный стимул расходов, опустошают хозяйства, работают заодно с неистовством моды, все более и более разорительной". Муре особенно относился к женщине - "воздвигал ей храм, обслуживал ее целым легионом продавцов, создавал новый культ; он думал только о ней и без устали искал и изобретал все новые обольщения; но затем, опустошив ее карманы, измотав ее нервы, он за ее спиной проникался к ней затаенным мужским презрением – как мужчина, которому женщина имела глупость отдаться". Он говорил: "Обеспечьте себя женщинами, и вы продадите весь мир!"

История "Дамского счастья" - история воцарения капитализма, постепенного поглощения маленьких лавочек и семейных предприятий, поражающая датой, к которой относится история, описанная в книге - 1883 год. Еще большее удивление вызывают маркетинговые ходы Муре, описанные в книге. Молодой управленец прекрасно знал, что такое демпинг и никогда его не стеснялся; огромные доли прибыли определялись на рекламу, в том числе на рассылку каталогов, к которым были прикреплены небольшие отрезы ткани - что это, как не система пробников в чистом виде?; торговый дом практиковал диверсификацию, уходя от продажи "новинок" - тканей в сторону белья, аксессуаров и прочих женских радостей; "Дамское счастье" практиковал доставку товаров на дом и огромное внимание уделял оформлению витрин - оно же известный нам сегодня визуальный мерчандайзинг. В "Дамском счастье" имели место буфет, ателье, библиотека; продавцы получили комиссионные с продаж; регулярно устраивались распродажи.  Главный принцип торговца прост - брать не качеством, а количеством, и, заметьте, он работает и сегодня.

Больше всего удивляет даже не это. А то, что Октав Муре и "Дамское счастье" - далеко не выдумка писателя, а литературные аналоги Аристида Бусико и Le Bon Marche, парижского универмага. Всё описанное в книге применялось Бусико уже в середине девятнадцатого века и позволило ему увеличить прибыль собственного предприятия за несколько лет с 450 тысяч до 7 миллионов франков. Совершенствуя свой торговый центр, он привлёк к работе самого Эйфеля - и этот случай также описан в книге.

Возникает вопрос - было ли придумано что-то по-настоящему революционное в маркетинге и продвижении с той поры? Или сегодняшние ходы - наследие Бусико?

P.S. Сегодня универмагом владеет мсье Арно. Что меня, почему-то не удивляет. Они друг друга достойны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий