понедельник, 13 декабря 2010 г.

В центре - объект

В тот момент, когда настаёт эпоха 4D-рекламы, а маркетинговые ходы и концепции рекламных кампаний становятся всё изощрённее, настоящей отдушиной становится случайное обнаружение сходства рекламы уже больше чем столетней давности, и рекламного проекта, которому ещё не исполнилось полгода.

Warner Bros Corsets - американская фирма, существовавшая на пороге 20 столетия. Как ясно из названия, занималась компаний изготовлением и продажей обязательного элемента гардероба воспитанных леди - корсета. Говорить о роли корсета и её трансформации под влиянием социальных событий можно часами, и лучше это предоставить культурологам и искусствоведам. Мне же интересно другое. В основной массе в рекламных открытках и журнальных объявлениях фигурирует исключительно корсет - он становится центром притяжения внимания, словно вбирает в себя одушевление, предназначавшееся женщине. Женщина же в то время не подобных открытках появится попросту не могла - это считалось дурным тоном, общество не позволяло даме появляться даже в намёке на нижнее бельё на людях. Именно поэтому обычная для фирмы рекламная открытка выглядела так:
Рекламная открытка корсета. Датируется 1 января 1885 года


 Прошло больше ста лет. Нравы изменились, корсет сегодня - больше сексуальная часть повседневного или же игрового гардероба, чем обязательный к ношению атрибут. Меняются и принцип рекламы - обнажённое женское тело только в плюс. Но: открываем Vogue Россия за июль 2010 года. Специальный рекламный проект, посвящённый нескольким магазинам, до боли своей сутью напоминает рекламу корсета того периода.


Слева: реклама корсета в журнале, 1902 год

Слева: реклама корсета "Коралина" конца 90-х годов 19 века

О чём может говорить подобное идейное сходство, когда в центре изображения стоит отдельно взятый предмет? Если раньше появление женщины на рекламном плакате в корсете было вне здравого общественного смысла, то теперь её появление в купальнике или же с сумочкой в руках попросту не имеет смысла. Оговорюсь: за всеми изображениями Vogue шли имиджевые, на которых присутствовала главная героиня. Но всё внимание читателя было сосредоточено именно на гипертрофированных фотографиях вещей, становящихся центром очерченного вокруг них привычного пространства. Именно они в данном случае - одушевлённый персонаж, выступающий главным героем. Они не нуждаются в сопровождении, будучи в состоянии донести своё целевое назначение без человеческой помощи.

"Боги, мир захватили вещи!" - такой вывод можно сделать сразу же после прочтения. Но, если задуматься, подобная съемка - есть суть мира моды в целом. В нём в центре стоят вещи, как предмет обожания, поклонения, вожделения или предания анафеме. Люди в этом мире нужны, но лишь для того, чтобы обслуживать и создавать вещи. Что первично, а что вторично?

Комментариев нет:

Отправить комментарий